Информация для учащихся 10 - 11х классов и их родителей (законных представителей)
Информация для выпускников.
Тольяттинский государственный университет приглашает на платные подготовительные курсы. Адрес ТГУ: ул.Белорусская 14 (главный корпус), кабинет 117.
Более подробную информации можно узнать по телефону 8(8482) 44-92-27, а также на официальном сайте (ссылка).
Уважаемые выпускники, с целью популяризации педагогического образования федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный социально-педагогический университет" просит вас ознакомиться с информацией о ходе приёмной компании в Самарском государственном социально-педагогическом университете.
Подробная информация (ссылка).
Информация "О приёме на обучение будущих абитуриентов в Набережночелнинский филиал ЧОУ ВО "Казанский университет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)"
В рамках федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Самарской области квалифицированными кадрами» национального проекта «Здравоохранение» на территории городского округа Тольятти реализуются мероприятия, направленные на информирование учащихся и их родителей об обучении в медицинских учреждениях Самарской области, в том числе в Тольяттинском медицинском колледже (далее – ГБПОУ ТМедК).
Презентация о Дне открытых дверей в ГБПОУ ТМедК (копия .pdf)
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ознакомиться с информацией по отбору кандидатов в кадетские корпуса Следственного комитета РФ (ознакомиться)
Информация о работе Портала "Работа в России"
В соответствии с письмом МОиН Самарской области от 03.04.2023 № МО/1915 и во исполнении п.5.2 Решения совместного заседания Совета Торговопромышленной палаты Российской Федерации по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтёрству с рабочей группой по трудоустройству молодёжи Комитет Государственной Думы по молодёжной политике на тему "Профориентация и трудоустройство подростков и молодёжи: законодательное регулирование" просим ознакомиться с информацией.
Поиск работы с помощью Портала "Работа в России" (копия .pdf)
Уважаемые выпускники и родители!
Социально-экономический институт СГТУ имени Гагарина Ю.А. осуществляет набор абитуриентов по специальности «Таможенное дело» по двум предметам ЕГЭ – русский язык и обществознание, с возможностью перевода на другие специальности.
Дополнительное вступительное испытание профессиональной направленности проводится в форме тестирования в Социально-экономическом институте СГТУ имени Гагарина Ю.А..
Информационное письмо о поступлении в СЭИ СГТУ (копия .pdf)
Информация для выпускников 2022 года.
У МВД России в 2022 году проводит набор на обучение по очной форме в образовательные организации МВД России (агитационный материал копия .pdf).
Справочный материал об условиях поступления в военные образовательные организации высшего образования Министерства Обороны РФ программам высшего и среднего профессионального образования и федеральных органов исполнительной власти РФ на 2022 год. (копия .pdf), (презентация).
Перечень, условия и адреса военных образовательных организаций высшего образования Министерства Обороны РФ по программам высшего и среднего профессионального образования и федеральных органов исполнительной власти РФ на 2022 год. (копия .pdf).
Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники Министерства обороны РФ производит набор на обучение юношей со средним общим образованием (копия .pdf)
Управление ФСБ России по Самарской области объявляет набор кандидатов на поступление в пограничные институты ФСБ России для получения высшего или среднего профессионального образования (копия .pdf)
Информация для будущих выпускников.
В 2022 году для городского округа Тольятти будет организован целевой приём граждан на целевое обучение по образовательным программам специалитета в ФГБОУ ВО "Самарском государственном медицинском университете".
Желающие пройти обучение в рамках целевого набора, с последующим трудоустройством в ГБУЗ СО "Тольяттинская городская поликлиника №1" приглашаются для заключения договоров на целевое обучение.
Время работы отдела кадров: пн-чт. с 9.00 до 15.00, обед с 12.00 - 13.00
пт. с 9.00 до 14.00, обед с 12.00 - 13.00.
Телефон для связи: 8(8482) 35-41-53 Ямушина Ирина Юрьевна.
Информация о государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Тольяттинский медицинский колледж" (ГБПОУ ТМедК) (копия .pdf)
Буклет от "Тольяттинского медицинского колледжа" (ознакомиться)
Тольяттинский социально-педагогический колледж приглашает... (копия .pdf)
Тольяттинский социально-педагогический колледж приглашает выпускников 9ых классов 2022г (копия .pdf)
Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение "Михайловский экономический колледж-интернат" объявляет набор студентов на 2022– 2023 учебный год из числа детей-инвалидов I, II И III групп, обслуживающих себя, а также лиц с ОВЗ. Обучение, проживание и питание бесплатно.
Проспект МЭКИ (копия .pdf)
Плакат МЭКИ (копия .pdf)
Профориентация от ПАО "Тольяттиазот" (копия .pdf)
Тольяттинский государственный университет. Институт инженерной и экологической безопасности приглашает:
Профориентация в школе
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Цели и задачи профориентации в школе
Цели школьной профориентационной работы
- Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ
Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.
Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.
Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.
Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.
Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.
Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.
Этапы профориентации в школе
Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.
Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».
В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:
Начальная школа, 1-4 классы
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.
Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».
Средняя школа, 5-7 классы
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».
Средняя школа, 8-9 классы
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.
В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.
Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».
Старшеклассники, 10-11 классы
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.
Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Организационно-методическая деятельность
- Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:
Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
Потребность осознанного выбора будущей профессии
Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
Осознание школьником общественной значимости труда
В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
Осознание школьников своих возможностей и интересов
Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии
Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
Индивидуальный характер профориентации
Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
Направленность профориентации на всестороннее развитие личности
Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
https://onlinetestpad.com/ru/tests/psychological/proforientation
https://proforientatsia.ru/testy-na-proforientatsiyu-dlya-detej/
https://smartia.me/tests/
https://proforientator.ru/tests/
Торгово-промышленная палата г.Тольятти при поддержке благотворительного фонда Михаила Прохорова реализует профориентационный проект «Мое будущее в мире технологий», который ориентирован на старшеклассников и ставит задачей познакомить их с разнообразным миром технологий в таких сферах, как:
-Космос и авиация.
-Еда и агротехнологии.
-Биомедицинские технологии.
-Новые материалы, химия и строительство.
-Информационные технологии, искусственный интеллект.
-Энергетика и технологии умного города.
-Беспилотный транспорт.
Проект помогает через технологии познакомить школьников с тем, какой спектр задач стоит перед сотрудниками организаций, работающих в описанных сферах деятельности, какие профессиональные навыки и знания понадобятся молодым специалистам, пожелавшим погрузиться в выбранную сферу.
Вся указанная информация собрана на едином ресурсе – сайте библиотеки Торгово-промышленной палаты г. Тольятти по адресу https://tpptlt.ru/digest. Кроме того, школьники могут начать пользоваться библиотекой ТПП, где собрана деловая литература, которая поможет им ознакомиться и развить свои профессиональные навыки и умения https://tpptlt.ru/library . Ресурс находится в свободном доступе.